• В августе 1723-го года Петр I решил продемонстрировать свою личную резиденцию в Петергофе иностранным дипломатам, для которых был устроен по этому случаю специальный торжественный прием. Причем император задумал совместить показ новой резиденции со смотром Балтийского флота на рейде Кронштадта. Петр принял на острове Котлин, в присутствии генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, морской парад и отправился в полдень 13 августа в Петергоф. На следующий день туда же прибыли иностранные министры на прусской яхте. Целых два дня (14-15 августа) иностранные гости провели в Петергофе, наслаждались его красотами, а царь охотно демонстрировал им построенные дворцы, фонтаны и парки. 15 августа в царской резиденции был торжественно отмечен праздник Успения Богородицы.

    О том, что же именно иностранные гости увидели в только что построенном «парадизе», лучше всего описал французский полномочный министр при русском дворе Ж. де Кампредон в своем подробном донесении королю Людовику XV. В своём письме Кампредон оставил довольно подробное описание царской резиденции в Петергофе, продемонстрированной тогда иностранцам.

    Итак, Петр встречал гостей прямо у Морского канала, ведущего к Большому дворцу: «…Канал этот прямой, имеет тысячу шагов в длину и 20 в ширину, выложен камнем и снабжен шлюзами, отлично приспособленными для входа и выхода флотилии, преинтересно расположенной вдоль стены в канале. Водою его снабжает великолепный фонтан, украшенный соответственными всему этому золочеными фигурами, по бокам которых бьют огромные водяные столбы, толщиною в руку». Далее иностранцы ознакомились с Большим дворцом (Верхними палатами), имевшим тогда довольно небольшие размеры и скромное оформление: «…Дворец мал. К нему прибавили недавно две галереи с павильонами, которые еще не окончены. В них есть несколько очень хороших картин, большею частью фламандских и итальянских, и несколько китайских вещиц, очень любопытных». (Сборник Императорского Русского исторического общества. Т. 49. СПб., 1885. С. 370-372.)

    Очень понравился французу дворец Монплезир, в котором его хозяин – Петр I лично показал все комнаты, а также внутренний садик: «…Они [т.е. комнаты – П.П.] малы, но очень удобны и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также и в выложенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гагским каналам. В комнатах есть очень хорошие картины, а вычурные лепные потолки сработаны одним довольно искусным работником, подданным Вашего Величества. В дом входят через сад, прекрасно содержимый. Сад этот квадратный и в нем с двух боковых сторон сделаны примыкающие к комнатам двойные беседки из зелени, в которых можно, не будучи видимым, очень приятно гулять при шуме большого фонтана, устроенного в середине сада». (Походный журнал 1723 года. СПб., 1855. С. 19-20.) Следует заметить, что к этому моменту дворец Монплезир был полностью готов и царь уже периодически проживал в нём.

    В завершение, Петр даже показал иностранным дипломатам водоподводящий канал, по которому вода с высот в окрестностях Ропши поступала в резиденцию, для снабжения её фонтанов и каскадов: «Канал этот устроен по возвышенной равнине, к которой его царское величество приказал стянуть воду из трех ручьев, протекающих за три мили оттуда. Все работы, облегченные, впрочем, условиями местности, совершены в полтора месяца. Воды в канале так много, что 30 фонтанов, не считая маленьких водопадов, могут бить постоянно и еще остается излишек, которым царь воспользовался для сооруженной им пильной и полировальной мастерской, очень чисто обрабатывающей мрамор».

    Текст: Архивный комитет Санкт-Петербурга
    Фото: Архивный комитет Санкт-Петербурга, ГМЗ "Петергоф"
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2