• 18 октября 1854 года совет Академии художеств присвоил Алексею Кондратьевичу Саврасову (1830-1897) звание академика пейзажной живописи за представленные на академической выставке картины "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума". Эти полотна стали результатом работы художника в имении Сергиевка под Петергофом летом 1854 года.


    Летом и осенью 1854 года в усадьбе герцога Максимилиана Лейхтенбергского и Великой княжны Марии Николаевны на подъеме всех творческих сил написал Саврасов  две большие картины: "Вид в окрестностях Ораниенбаума" и "Морской берег в окрестностях Ораниенбаума". За них получил он высокое звание академика живописи.

    Однако мало кто знает, как именно московский художник Саврасов оказался в дачной местности  парка "Сергиевка".

    С 1839 года после смерти супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского, Великая княжна Мария Николаевна стала исполнять обязанности президента Академиии художеств и председателя "Общества поощрения художеств". Однажды на просмотре работ она обратила внимание на картину тогда еще молодого,  мало известного Алексея Саврасова, изображающую отдых чумаков в украинской степи ("Чумаки", 1854 г.). Мария Николаевна пригласила Саврасова приехать на лето в свою усадьбу для работы. Польщенный художник  стал собираться в дорогу.

    Загородный дворец Лейхтенбергских, построенный в виде римской виллы, посетили многие творческие личности. Эта местность помнит Репина, Левитана, Сомова, семью Бенуа, писателей Некрасова, Панаевых, Толстого, Тургенева, Щедрина, композиторов Глинку и Рубинштейна. По-разному попадали творческие люди в "Сергиевку": кто-то приезжал сам, прослышав об этих удивительных красотах, а кого-то приглашали, зная, что эти места оставляют неизгладимые впечатления и вдохновляют на великие произведения.

    Так и случилось с Алексеем Кондратьевичем Саврасовым.

     

    В салоне Великой княгини Марии Николаевны все были на равной ноге, в том числе и молодой живописец. Современники упоминают, как, увлеченный живописной красотой Петергофа и пригорода Ораниенбаума, тяготился художник светскими вечерами большую часть времени проводил на пленэре. От гостевого корпуса, где поселился Саврасов, к морю вели липовые аллеи, по которым рано утром он вышагивал к побережью Финского залива. Здесь, на морском берегу, и была создана прекрасная лирическая картина "Вид в окрестностях Ораниенбаума".Кроме того, что обе картины обеспечили художнику звание академика,  картина  "Вид в окрестностях Ораниенбаума" была двумя годами позже куплена Павлом Третьяковым и, таким образом, стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции. Вот что писал Левитан о своем учителе:

    "В сознании обывателя Саврасов остался автором одной картины "Грачи прилетели", но это не так. Он действительно не создал ничего, столь же значимого и сопоставимого, но он создал новую школу пейзажной лирики."

    А открыли эту школу две знаменитые картины, созданные великим художником на окраине Петергофа, возле гостеприимного дворца Лейхтенбергских.

    Литература:

    Казаков В. Саврасов в "Сергиевке".//Петергофский вестник.-2008.-№14.-10 апр.С.11; -№15.-17 апр.С.11

    Текст: ЦБС Петродворцового района
    Фото: ГМЗ Петергоф
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2