• 20 сентября 1751 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны освящена придворная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла (восточный флигель Большого дворца).


    Дворцовую церковь по заказу императрицы Елизаветы Петровны проектировал Франческо Бартоломео Растрелли. По его замыслу церковь должна быть одноглавой, но Елизавета настояла на пятиглавии.

    Первый камень в основание будущей церкви был заложен в присутствии императрицы 30 мая 1747 года.

    Строительство и отделка продолжались четыре года. 10 сентября 1751 года храм был освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла; имя святого покровителя императора Петра I напоминало о деяниях основателя «приморского парадиза».

    При освящении «каменной новой церкви» снова присутствовала Елизавета, а также наследник российского престола великий князь Петр Федорович с супругой Екатериной Алексеевной.

    Убранство ее определялось теми же декоративными мотивами, которые преобладали в парадных залах дворца. Золоченая деревянная резьба самых разнообразных форм сочеталась с красочным богатством живописи. Шестиярусный резной иконостас с витыми золочеными колоннами был по-растреллиевски мажорно-праздничным. Отличительной особенностью петергофского храма было то, что он не имел ни солеи, ни амвона; паркетный пол был настелен в одном уровне, что делало похожим церковный интерьер еще на один парадный зал дворца.

    По преданию, церковь была украшена 1751 иконой: количество икон напоминало о годе ее освящения. Несколько иконописных сюжетов в центральной части храма соотносились с памятными датами елизаветинского правления: образ св. мученика Севастиана напоминал о дне рождения императрицы, сюжет «Захария и Елизавета» – о ее тезоименитстве, икона «св. Климент, папа Римский и Петр Александрийский» – о восшествии на престол.

    В первозданном виде корпус сохранялся до 1941 года, пока не сгорел во время оккупации.

    В 1950 году его фасады воссоздали по первоначальному, однокупольному варианту Растрелли.

    Одноглавой церковь оставалась до мая 2003 года, когда современные реставраторы вернули ей исторический облик.

    Прошло еще восемь лет, прежде чем Церковный корпус распахнул свои двери для публики. Все эти годы велась реставрация внутреннего убранства памятника.

    Мастера самых разных специальностей проделали огромную работу по росписи стен, потолка, купола, украшенных 51 картиной на религиозные сюжеты.

    Работу по воссозданию интерьера осложняло отсутствие исторических образцов. В распоряжении реставраторов была единственная акварель художника Гау 1842 года с изображением центрального зала и несколько довоенных фотографий. Петербургским художникам удалось повторить приемы письма мастеров, оформлявших церковь изначально.

    Использованная литература:
    Буланая Н.Б.Церковь Большого петергофского дворца:страницы истории.//История Петербурга.-2010.-№1(53).--С115-120.
    Павлова Н. В Петергофе появился Храм-музей.//СПБ РАЙОНЫ РФ.-2011.-№12.-30июл.-С6.

    Текст: ЦБС Петродворцового района Санкт-Петербурга
    Фото: ГМЗ "Петергоф"
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4