• Старт испытательному военно-автомобильному пробегу в 2500 верст: Петербург - Ковна - Гродна - Минск - Москва - Петербург, был дан в 11 часов 30 минут 24 мая 1912 года на Марсовом поле в С.-Петербурге.

    Все машины - участники испытания - двигались строго по утверждённому регламенту, единой колонной с установленной накануне скоростью. Помимо легковых автомобилей в колонне двигались две санитарные машины: одна в центре колонны, другая - в качестве замыкающей.

    В случае поломки автомобиля, офицер-наблюдатель подавал флагами сигнал членам комиссии, после чего шофёру предоставлялась возможность исправить повреждение и позднее догонять колонну. Всё происходящее с автомобилем в пути, все остановки, повреждения и исправления записывались контролёрами в контрольные книжки. По прибытии на конец дневного перегона все машины осматривались дежурным членом комиссии. Результаты осмотра докладывались начальнику военных сообщений. Остановки в пути, в основном, были следствием повреждений покрышек и камер - проколы и порезы шин были настоящим бичом отечественных дорог на всем протяжении маршрута.

    В городах пробег встречали местные гарнизоны и земские власти, предоставлявшие участникам пищу, кров и техническую помощь. Публика неизменно с интересом осматривала автомобили, в некоторых местах бывшие еще малоизвестной диковинкой. Так что конкурс имел ещё и просветительское значение.

    Испытательный пробег финишировал 11 июня в Петербурге.

    В тот же день в Петергофе состоялся высочайший смотр участников рейда. Фронт автомобилей и их экипажей был выстроен напротив дачи "Александрия".

    В ожидании государя императора прибыли принц Александр Петрович Ольденбургский, военный министр генерал-от-кавалерии Сухомлинов, начальник Генерального штаба генерал-от-кавалерии Жилинский, дворцовый комендант генерал-адъютант Дедюлин и лица государевой свиты.

    Около трех часов пополудни из ворот императорской дачи вышел император Николай Александрович в сопровождении министра императорского двора генерал-адъютанта барона Фридерикса. Приняв рапорт от начальника пробега, командира роты подполковника Секретева, император прошел вдоль строя Учебной автомобильной роты, интересуясь подробностями пробега. Пронаблюдав движение парадной колонны, монарх удалился.

    В последующие дни команды были заняты полной разборкой всех машин, техническим их осмотром и выявлением дефектов. Неполадки тщательно фиксировались в технических журналах членами подкомиссий.

    Опыт, полученный как при организации, так и при проведении пробега, оказал немалое влияние на дальнейшую эксплуатацию и содержание легковых автомобилей в армии. Кроме того, этот знаменательный рейд сыграл важную роль в деле популяризации автотранспорта в России.

    Текст: ЦБС Петродворцового района Санкт-Петербурга
    Фото: ГМЗ "Петергоф"
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2