• В настоящее время ведутся реставрационные работы центральной главки собора, креста и луковицы с последующим золочением, декоративных элементов фасада, ремонт кладки с частичной заменой кирпичей, также проводятся работы по гидроизоляции собора.

    Согласно контракту Дирекции заказчика с подрядчиком ООО «Ренесанс  Реставрация» работы завершатся  30 октября 2016 года. Сроки и условий проведения следующих этапов реставрационных работ будут определены дирекцией заказчика в дальнейшем.

    Напомним, что собор святых апостолов Петра и Павла расположен в центре Нового Петергофа, на берегу Ольгиного  пруда, в непосредственной близости от парков и фонтанов Петергофа.
    Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей. На основании этого ходатайства Министром Двора, Графом И.И. Воронцовым-Дашковым, было разрешено в 1892 году Петергофскому Дворцовому Управлению сделать официальное представление о построении нового храма. Александр III одобрил идею строительства и лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда, а также назвал зодчих, которым были заказаны проекты - Н.И. де Рошфеор, А.И. Семенов, Л.Н. Бенуа и Н.В. Султанов. Церковь решено было построить на 800 человек, на средства Министерства Императорского Двора.

    Император предпочел проект, составленный гражданским инженером, профессором Н.В. Султановым, который выбрал основным мотивом для фасада форму русских церквей XVI-XVII века, рассеянных во множестве в центральных русских областях и отличающихся особенным богатством и красотою форм. Зодчий создал проект на одном дыхании, что было возможно благодаря его огромному опыту не только проектирования, но и строительства, особенно при возведении храма Черниговской иконы Божией Матери, завершенном в том же 1893 году.

    Поразительно, что окончательный рабочий проект, да и построенный храм, ни в общем решении, ни в деталях не отступали от первоначальных небольших карандашных эскизов зимы 1892-1893 годов, в которых был точно найден архитектурный образ. Проект создавался довольно быстро - в течение полутора месяцев. Из-за сжатых сроков, Н.В. Султанов пригласил в помощники своего ассистента по институту И.Б. Михаловского, который выполнял чертежную работу и помогал делать оригиналы для модели.

    Внешне храм имеет пирамидальную форму и увенчан пятью шатровыми главами. Его высота составляет около 70 метров. Стены, облицованные темно-красным и светло-жёлтым кирпичом и поливными изразцами, украшены колонками из песчаника и изразцами. Апсиды оформлены глухими колончатыми аркатурами.

    В ноябре 1893 года Н.В. Султанов был назначен также и строителем храма, и начались долгие годы строительных работ, в течение которых архитектор не только наблюдал за ходом строительства, но и делал все детальные чертежи архитектурного декора и убранства храма.

    Так как одновременно Султанов был производителем работ на строительстве памятника  Александра II в Московском Кремле, другим «строителем храма» был определен его ученик и коллега по Институту гражданских инженеров В.А. Косяков. В мае официальная должность зодчего была определена как «Главный Архитектор Петергофской церкви». Так он подписывал чертежи и проектные рисунки.

    Составление проекта для строительства было завершено ровно через год после конкурса. Осенью 1894 года была образована строительная комиссия, и в течение 1894 – 1895 годов был выведен весь фундамент храма.

    Император Александр III повелел соорудить храм в честь и память Святых Апостолов Петра и Павла, а приделы во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и Преподобные Ксении Римляныни, почему 25 июля 1895 года, как день годовщины бракосочетания великой княгини Ксении Александровны, дочери императора Александра III, и великого князя Александра Михайловича, был выбран днем закладки. Торжество закладки совершил Духовник Их Императорских Величеств, отец Протопресвитер Иоанн Янышев с Придворным Духовенством, причем внутрь кладки были заложены монеты всех достоинств от полуимпериала и до ¼ копейки включительно, а равно и закладная доска.

    Строился храм за счет средств Министерства Императорского Двора и обошелся в 850 000 рублей в ценах 1905 г. За пять лет было возведено само здание, затем три года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции, настилу полов, изготовлены и установлены все иконостасы. Главный майоликовый иконостас был сделан по образцу иконостаса православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. В центре на широком тябле в большой арке находилось серебряное Распятие с предстоящими. Иконостасы приделов и часовни были изготовлены из белого каррарского мрамора.

    Последние два года производилась роспись храма, которая была исполнена мастерами Сафоновым и Колупаевым, из Москвы и Первой Иконописной Артелью в с. Палех, Владимирской губернии. Образа малых иконостасов  и 1-го яруса главного иконостаса были написаны московским иконописцем Гурьяновым, на бронзовых вызолоченных досках. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.

    Освящён собор был 12 (25) июня 1905 года тем же Протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы были торжественно освящены в один день — 28 августа (10 сентября) 1905 года. Придел св. блгв. кн. Александра Невского был освящён пресвитером собора Зимнего дворца протоиереем Николаем Кедринским (в 7 часов утра), а придел прп. Ксении был освящён сакелларием собора Зимнего дворца протоиереем Петром Благовещенским (в 10 часов утра).

    Храм был причислен к придворному ведомству. В течение многих лет собор был главным храмом Петергофа. После Октябрьской революции службы в соборе продолжались до конца декабря 1937 года. Тогда же областная комиссия по вопросам культа вынесла решение о сносе храма, что и было записано в протоколе заседания. Но в феврале 1938 года появился следующий документ: "По просьбе рабочих и служащих завода №1 и в ознаменование двадцатилетия Декрета об отделении церкви от государства собор закрывается для переоборудования под клуб". Там же есть требование о сносе собора. Но сначала в соборе устроили склад.

    Собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Во время оккупации фашистами Нового Петергофа на колокольне засели немецкие корректировщики. Отсюда хорошо просматривались Кронштадт, Ораниенбаумский плацдарм, Финский залив, Васильевский остров и враг корректировал артиллерийский огонь. От ответного огня собор получил сильные разрушения.

    После войны здание храма использовалось под склад тары.

    В 1974 году собор был взят под охрану государства как памятник истории и культуры.  В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым. К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов, которые проводило Ленинградское объединение «Реставратор». Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал. В 1989 году собор был возвращён церкви. С 1990 года шла реставрация интерьеров собора, иконостаса. 9 июля 1994 года храм был освящён Святейшим Патриархом Алексием II.

    Текст: Администрация Петродворцового района
    Фото: Вадим Панов
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1