• Полная и стопроцентно достоверная информация об этом есть, причем в открытом доступе. В конце июня Комитет по природопользованию Администрации Санкт-Петербурга представил очередной ежегодный обзор «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2015 году» (его можно найти на сайте комитета).

    Правда, осилить этот 166-страничный труд, наглядно свидетельствующий, что экология – это не алармистские заявления различных общественных движений, а наука, сможет не каждый. А сводной экологической карты города, на которой грязные места были бы закрашены, например, пурпурным цветом, чистые – в зеленые и голубые тона, посмотрел – и все понятно, в этом докладе, увы, нет.

    Авторы (больше десяти научных и контролирующих организаций) ничего не скрывают, но сводная карта была бы просто некорректна. В одном месте может быть, к примеру, чистый воздух, но при этом грязные почвы и водоемы (и такие территории в городе есть). Каким же цветом их маркировать?

    Тем не менее, проштудировав доклад, выписав из таблиц, предварительно сверив их с картами расположения измерительных постов и датчиков, необходимые данные, вы можете получить экологический портрет своего микрорайона.

    Мы же попробуем на основании материалов Комитета обрисовать обстановку в городе в целом.

    Главный вывод, который можно сделать из доклада: в Петербурге нет ни кристально чистых, ни безнадежно грязных районов. Идеальной чистоты в мегаполисе, увы, быть не может, но куда важнее, что нет и по-настоящему опасных для здоровья мест – жить можно везде. Теперь подробней рассмотрим, что представляют из себя воздушная, водная среда города и его почвы.

    Чем мы дышим?

    За минувший год выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города составили 521 тысячу тонн. То есть, если пересчитать на количество жителей, получится по 100 килограмм на человека. Главный загрязнитель – автотранспорт, но его долю приходится 86 процентов выбросов. Именно транспорт производит больше всего диоксида серы, оксида углерода, оксидов азота и прочих не очень полезных соединений и твердых веществ.

    После резкого улучшения обстановки в нулевых годах, сейчас картина год от года меняется незначительно. Так, в 2013 году выбросы от транспорта составили 536 тысяч тонн, в 2014 снизились до 513 тысяч, но в минувшем снова выросли. Почему? По данным отчета, общее количество машин в городе сокращается. Если в 2013 году их было 1,98 миллиона единиц, в четырнадцатом году – 1,9 миллиона, в минувшем 1,87 миллиона. Но в прошлом году заметно – на 4,7 процента, выросло число грузовиков, которые намного «грязнее» и прожорливее легковушек. Отсюда и рост выбросов.

    Промышленность же и теплоэлектростанции по сравнению с автомобилями и автобусами – чисты как снег, на их совести всего 14 процентов выбросов. Хотя, по данным станций мониторинга, это не в полной мере относится к промышленным Выборгскому, Кировскому, Невскому и Колпинскому районам.

    Картина по районам города достаточно предсказуема. Если взять такой загрязнитель воздуха как оксиды азота, то в центральной части города их концентрация составляла в среднем 0,4 ПДК (предельно допустимой концентрации), в периферийных и вовсе 0,1 ПДК. Еще ниже концентрация оксида углерода (за исключением Приморского и Адмиралтейского районов). А вот содержание в воздухе мелкозернистых взвешенных частиц (пыли) достаточно велико по всему городу: в среднем 0,4 ПДК.

    Авторы исследований приводят подробные данные по каждому виду загрязнителей, но, если опустить подробности, оценка будет такова: в центральной части города загрязнение воздуха «повышенное» (хотя и не превышающее норм), в периферийных – допустимое. И все показатели качества петербургского воздуха укладываются в экологические нормативы ЕС – они для нас не обязательны, но сверяться с ними не грех.

    Текст: Агентство по работе с районными газетами
    Фото: Агентство по работе с районными газетами
    Тэги:
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3